454091, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 94, этаж 4, помещение 8

Социальная конфронтация как результат компенсации тревоги, выраженной в форме адаптивного бреда

  • 165
  • 01.11.2022 г
  • Автор: А.В. Савченков

В данной статье проводится психоаналитическое осмысление социальных кризисов, вызванных эпидемией COVID-19 и Специальной военной операцией. Проясняются некоторые особенности формирования социального дискурса, несущего в себе психотические элементы в форме бреда. В статье описаны причины социальной конфронтации в кризисных условиях. Автор обращает внимание на социальную конфронтацию, как продукт функционирования индивидуальных, неосознаваемых психических защит, вызванных активацией базовой тревоги.

Ключевые слова: дискурс, социальный психоз, депривация, социальный бред, базовая тревога, социальный кризис.

Период с 2020 по 2022 годы отмечен острой социальной напряженностью, связанной с COVID-19 и специальной военной операцией (СВО). Оба события, за исключением небольшой части невротически организованного населения, поделили общество на два идеологических лагеря.

В большой Российской энциклопедии идеология объясняется как «теоретически оформленная система идей, представлений (нередко восходящих к мифологическим), выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отд. социальных групп» [1]. Ядром идеологии является корпус идей, претендующих на абсолютную истинность, объединяющих носителей идеологии, формирует поведенческие паттерны и коллективное сознание, ценностные ориентиры, персональную и социальную идентичность. К идеологии, по аналогии с религией, можно применить выражение – святая вера. Ж. Ж. Руссо называл идеологию «гражданской религией» [4]. Идеология – это форма социального дискурса, предписывающего и формирующего мировоззренческие и поведенческие особенности индивида.

Сказанное выше относится к экзистенциально-феноменологическому порядку осмысления идеологии, т.с., лежащее на поверхности и является следствием функционирования индивидуальных, неосознаваемых психических механизмов.

Ниже мы рассматриваем материал, который является составной частью психического пространства идеологии, и проясняет механизмы её функционирования.

Исследование психического материала в депривирующих (жизнеугрожающих) условиях вскрывают две особенности. Первая – способность психики функционировать в трансово-регрессивном режиме. Вторая – через открывающийся регрессивный канал, эго, в той или иной степени, затапливается базовой тревогой, с последующей конвертацией в активную или пассивную форму агрессии.

И COVID-19 и СВО в данном случае являются депривирующими ситуациями, т.к. обладают главными признаками:

– угроза жизни, связанная со страхом смерти;

— неспособность контролировать (предсказать и воздействовать) ситуацию;

— наличие деприрвирующего Другого.

Следовательно, у человека, со слабыми эго-защитами и оказавшегося в таких условиях психика переходит в трансово-регрессивный режим и затапливает эго архаичной базовой тревогой [2], которая, по нашему мнению, является первичной эмоцией в аффекте, переживаемом младенцем в акте рождения, который сам по себе является первичной депривирующей ситуацией.

Здесь необходимо пояснить, почему базовую тревогу мы относим к эмоциям несмотря на то, что младенец, в силу несформированности ассоциативной коры головного мозга не способен связать переживаемое состояние с отношением к себе и к окружающему миру и дифференцировать их.

Эмоция (emoveo), в переводе с латыни — потрясаю, волную и вызывается, в довербальном периоде развития ребенка, физиологическими процессами в различных системах организма, создающих неприятные ощущения различной интенсивности. Способность соотнести эти ощущения с объектами и событиями формируется к трем годам, когда заканчивается формирование коры головного мозга, и ребенок входит в мир символического, и способен к означиванию тревоги. Процесс означивания переводит тревогу в страх или агрессию, которые, в определенной степени, является адаптивными.

Аффект, заряженный страхом или агрессией, за счет перехода психики в трансовый режим снижает когнитивные функции индивида, что объективно приводит к нарушению критического мышления и логико-рефлексивной функции, в результате чего процесс означивания аффекта предстает в форме бреда.

Бред можно определить как ложные суждения и умозаключения, не поддающиеся разубеждению. В центре бреда помещена идея, во круг которой создается ткань индивидуального бытия, своеобразное проективное полотно, выполняющее адаптивную и компенсаторную функции. Бред возникает как ответ на фрустрацию и отличается от интеллектуализации разрозненным характером элементов, обосновывающих мировоззренческую позицию индивида. Бред не поддается деконструкции и разубеждению в силу того, что он нацелен на связывание лоскутов бытийного полотна. Из чего следует, что разубеждение и деконструкция приравниваются индивидом к разрыву, через который тревога затапливает и возвращает в состояние, когда субъект оказался лицом к лицу со смертью в акте рождения. Из чего следует, что бред формируется каждый раз, когда аффект не означен и регистрируется бессознательным как витальный раскол.

Клинические данные говорят нам о том, что лица с бредовыми расстройствами склонны к производству неологизмов, ввнедряя их в дискурсивное пространство [3]. Период COVID-19 отмечен появлением двух неологизмов, именующих социальные группы – антиваксеры и уколотые. Антиваксеры – те, кто протестовал против повальной вакцинации. Уколотые – социальная группа, поддержавшая вакцинацию. Оба неологизма окрашены негативными коннотациями и являются маркерами свой/чужой. Группы находятся в конфронтации. Каждая группа имеет «теоретическое» обоснование своей позиции. Те же признаки отмечаются и у полярных социальных групп за/против СВО. Однако перечисленные социальные ситуации имеют аналитические различия, когда мы рассматриваем их с клинической позиции.

Но есть между ними и много общего. Главное — механизм формирование бреда, который нацелен на то, чтобы сшить персональное психическое пространство только из тех элементов, которые прошли интроективную цензуру и носят адаптивный характер. По принципу лоскутного одеяла, которое шьется только из понравившихся лоскутов. Следующее – обесценивание символизма отцовской фигуры, с последующим протестным поведением. Те, кто «против» демонстрируют такую позицию не только в условиях описываемых ситуаций, но и в любых других, связанных с запретами и ограничениями, исходящими от государства и социума в целом. Это, в большинстве своем, лица, в целом недовольные внутренней и внешней государственной политикой, воспринимающие президента как репрессивного отца, а государство, как холодную мать. Группа, одобряющая государственную политику по вопросам вакцинации и СВО, в большинстве своем является либо невротически организованной, либо идентифицирующейся с символическими фигурами, как при пограничной организации личности. Все перечисленные особенности формирования бреда обусловлены тем, что в состоянии аффекта, психика переходит в трансово-регрессивный режим и начинает функционировать по тем же законам, что и сновидение — в открывающий регрессивный канал начинает поступать вытесненный и подавленный материал.

Ситуация с COVID-19, в которой у людей повысился уровень тревоги, мы отмечаем два противоположных объекта-триггера. И здесь возникает парадокс. Первый объект – вирус. Второй – то, что вирус убивает, т.е. вакцина. Однако и вирус, и вакцина в структуре бреда соответствующей группы считаются смертоносными. Те, кто вакцинируются, защищаются от вируса. Отказники защищаются от вакцины. В качестве защиты своих аргументов, составляющих основу бреда, каждая группа ссылалась на авторитетное мнение врачей и ученых, противоречащих друг другу. В результате чего формируется социальная напряженность, выразившаяся в открытой конфронтации и взаимной агрессии. Но при достаточном приближении к сути конфликта становится очевидным, что аргументы обеих сторон не убедительны и противоречивы. Так, например, в личной беседе с доктором А. Шалагиным, главным врачом ГБУЗ Областная туберкулезная больница №3, я получил сведения о том, что все вакцины испытывались, т. с. с колес, непосредственно во время эпидемий. А первое массовое внедрение вакцин от туберкулеза, кори, оспы и др. сопровождалось общественной реакцией аналогичной при COVID-19.

Что касается реакции социума на СВО, то кроме перечисленных внутрипсихических процессов перед нами предстает ярко выраженный процесс неосознаваемой идентификации. С одной стороны – идентификация с агрессором, с другой – идентификация с жертвой. К тому же, здесь явно регистрируются инфантильные защиты среди которых, например, «я грандиозен, мир ничтожен» и «я ничтожен, мир грандиозен». Что позволяет нам сделать вывод о том, что подавляющая часть населения конфликтующих сторон является, если можно так выразиться, погранично-психотической.

Здесь мы, как и в предыдущем случае, наблюдаем массу неологизмов: укры, бандермобиль, бандерлоги, «свинопёк» (система солнцепёк), русня, вата, рашисты и пр. Особенно выдается на этом фоне символический статус букв «Z» и «Х», используемых российской армией для распознавания свой/чужой. Как и в случае с психотическим субъектом, символы «материализовались», что привело к их запрету в государствах, выступающих на стороне Украины. Аффект, произведенный СВО оказался настолько интенсивным, что привел к индуцированию социального бреда не только на Украине, но и распространился по всей Европе.

Таким образом, мы тезисно рассмотрели то, что лежит под поверхностью экзистенциально-феноменологической картины любой идеологии, основным продуктом которой является социальный бред, с одной стороны, выполняющий адаптивную функцию, а с другой приводит к социальному противостоянию. Аффект базовой тревоги – то, ради чего создаются компенсаторные дискурсивные механизмы, позволяющие субъекту встроиться в ткань символического бытия и сформировать идентичность, предписанную социальным дискурсом.

Список литературы

  1. Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/
  2. Савченков, Александр. Регрессивно-аналитический метод гипноза в клинике психогений и пограничных расстройств личности: монография / Александр Савченков. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та. 2018. – 166 с.
  3. Савченков А. В. Дискурс как способ становления идентичности субъекта: к феноменологии человеческих способностей : монография / Александр Савченков. – издательство LAMBERT Academic Publishing, 2018 г. – 137 с.
  4. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М., 1969

A.V. Savchenkov

Social confrontation as a result of compensation for anxiety

expressed in the form of adaptive delirium

This article provides a psychoanalytic understanding of the social crises caused by the COVID-19 epidemic and a Special military operation. Some features of the formation of social discourse, which carries psychotic elements in the form of delirium, are clarified. The article describes the causes of social confrontation in crisis conditions. The author draws attention to social confrontation as a product of the functioning of individual, unconscious mental defenses caused by the activation of basic anxiety.

Keywords: discourse, social psychosis, deprivation, social delirium, basic anxiety, social crisis.

Savchenkov Alexander Vitalievich, psychoanalyst, hypnopsychoanalyst, Associate Professor, President of the Association of Psychoanalysts and Hypnologists «Psychodynamic School of Clinical Hypnosis», Russia, Chelyabinsk, sav@psychd.ru

 

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x