Применение экспозиционных техник в процессе глубинной психотерапии на примере регрессивной гипнотерапии

03.09.2021 0 Автор: Magazine

УДК 615.851

Авдеев П.С., Иванов Г.Ю., avdeevps@gmail.com

 

The use of exposure techniques in the process of deep psychotherapy

Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the application of exposure techniques in the framework of deep psychotherapy. The author demonstrates how the mechanism of conditioned reflex extinction is used in the process of deep psychotherapy, and also explores the options for using exposure psychotherapy to actualize the client’s problematic feelings for the purpose of further psychotherapy using hypnosis and catharsis techniques.

The purpose of this work is to find ways to integrate exposure techniques of behavioral psychotherapy and hypnotherapy, as well as to study the general mechanisms of desensitization when working with trauma.

Hence, the objectives of this work are: firstly, to consider the methodological and theoretical aspects of the use of exposure techniques in the process of deep psychotherapy, secondly, to identify the practical aspects of classical exposure psychotherapy; thirdly, to reveal the ways of using exposure techniques as a way to actualize a problematic feeling in the process of hypnotherapy; fourth, to study the mechanisms of extinction of the conditioned reflex in the process of hypnotherapy of mental trauma.

As a result of the performed research, new ways of integrating exposure techniques in the process of hypnotherapy were discovered.

Keywords: psychotherapy, behavioral therapy, exposure therapy, hypnosis, catharsis, mental trauma.

 

  

Аннотация

 

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения экспозиционных техник в рамках глубинной психотерапии. Автор демонстрирует, каким образом в процессе глубинной психотерапии используется механизм угасания условного рефлекса, а также исследует варианты применения экспозиционной психотерапии для актуализации проблемного чувства клиента с целью дальнейшей психотерапии при помощи гипноза и техники катарсиса.

Цель данной работы состоит в поиске путей интеграции экспозиционных техник поведенческой психотерапии и гипнотерапии, а также изучения общих механизмов десенсибилизации при работе с травмой.

Отсюда задачи данной работы состоят в том, чтобы: во-первых, рассмотреть, методологические и теоретические аспекты исследования применения экспозиционных техник в процессе глубинной психотерапии; во-вторых, обозначить практические аспекты классической экспозиционной психотерапии; в-третьих, раскрыть пути применения экспозиционных техник как способа актуализации проблемного чувства в процессе гипнотерапии; в-четвертых, изучить механизмы угасания условного рефлекса в процессе гипнотерапии психической травмы.

В результате выполненного исследования были обнаружены новые способы интеграции экспозиционных техник в процесс гипнотерапии.

Ключевые слова: психотерапия, поведенческая терапия, экспозиционная терапия, гипноз, катарсис, психическая травма.

 

Введение

Современное состояние психотерапии характеризуется постепенной интеграцией различных направлений психологического лечения, как в практическом, так и в теоретическом планах.  Сейчас уже практически невозможно найти психотерапевта, который бы практиковал лишь одну модальность, так как индивидуальный подход в работе с клиентом возможно реализовать лишь в сочетании различных подходов и объяснительных принципов.

С другой стороны, все большую необходимость приобретает поиск теоретического обоснования применяемых психотерапевтических техник. Это связано прежде всего с отсутствием четкого понимания того, «что» и «для чего» делает психотерапевт, что выливается в противоречивые результаты (например, исследование Е. Тункей (E.Tuncay) демонстрирует низкую эффективность гуманистической терапии, а вот исследования Вагнера-Мура (L.E. Wagner-Moore), наоборот, высокую, и это лишь один из множества примеров), [Tuncay E., 2003; Wagner-Moore L.E., 2004].

Мы также часто можем наблюдать достаточно иллюзорные теоретические расхождения между представителями разных направлений психотерапии, которые объясняют один и те же механизмы терапевтического исцеления с точки зрения различных теоретических ориентаций. Раскрытие же подобных механизмов, поможет найти общие точки соприкосновения на пути интеграции различных модальностей и создания единого и наиболее эффективного подхода в решении психологических проблем. В данной статье мы остановимся на одном из таких механизмов – на угасании условного рефлекса – и его применении в рамках поведенческих и глубинных направлений психотерапии.

 

Методологические и теоретические аспекты исследования применения экспозиционных техник в процесс глубинной психотерапии

Экспериментальной и теоретической основой для техник экспозиционной терапии послужили прежде всего опыты И.П. Павлова по образованию условного рефлекса.

В своих исследованиях физиологии животных И.П. Павлов обнаружил, что путем сочетания безусловного (пища) и условного (звонок, свет и др.) стимулов возможно образовать ассоциацию между условным стимулом и безусловной реакцией (выделением слюны), которая затем и получила названия условного рефлекса, а сама формула «стимул – реакция» приобрела широкую известность [Павлов, 2001]. Именно эта формула стала, в последующем теоретической базой для проведения первого в истории исследования по формированию экспериментальной фобии.

Данное исследование было проведено Дж. Уотсоном и получили название экспериментов с «маленьким Альбертом», так как их главным участником являлся маленький ребенок [Watson, J. B. and Rayner, R., 1920]. Для проверки своей гипотезы, Джон Уотсон использовал классическое обуславливание во время игры младенца: пока ребенок играл с белой крысой, исследователь у него за спиной бил в железный гонг, который издавал громкий и неожиданный звук. По прошествии некоторого времени у маленького Альберта была сформирована экспериментальная фобия белых крыс. Это стало первым подтверждением теории происхождения фобий посредством формирования условного рефлекса.

Однако, в данном случае нам интересны иные аспекты теории классического обуславливания.  Дело в том, что опыты И.П. Павлова были направлены не только на изучения процесса образования условной связи, но и процесса ее разрушения. Иван Петрович Павлов, обнаружил, что если условный рефлекс образуется путем подкрепления безусловным стимулом, то и расформировать его возможно путем устранения данного подкрепления [Павлов, 2001].

Исследования показали, что при лишении организма подкрепления, условный рефлекс со временем исчезает, что было названо законом угасания условного рефлекса.

Именно этот закон применила в 1924 году Мэри Кавер Джонс для лечения ребенка, страдающего от фобии кроликов [Jansson L., Ost L.G. Behavioral, 1992]. Вместо пугающего подкрепления, она совмещала предъявления кролика с приятными для ребенка стимулами (едой, поглаживанием), в результате чего ребенок выздоровел, а М.К. Джонс создала то, что в будущем назовут методом систематической десенсибилизации [Watson, J. B. and Rayner, R., 1920].

Официальным же создателем метода систематической десенсибилизации стал Д. Вольпе, который взял наработки М.К. Джонс и провел их экспериментальное обоснование [Watson, J. B. and Rayner, R., 1920]. В своих исследованиях он подвергал кошек ударам электрического тока, когда те находились в клетке, таким образом ассоциируя клетку с реакцией страха. После формирования фобии, ученый решил применить закон угасания условного рефлекса, постепенно приближая животных к клетке в то же время, давая им пищу, и фобия также быстро исчезла.

Этот опыт стал решающим и вскоре техника систематической десенсибилизации, при которой «пугающий» стимул постепенно ассоциируется с нейтральными реакциями получила широкое распространение.

Однако, не так давно техники ассоциирования и классической десенсибилизации отошли на второй план в угоду техник экспозиции, подразумевающих прямое и непосредственное соприкосновение с пугающей ситуацией, что было связано прежде всего с отказом от различных защитных механизмов и стратегий избегания в поведении пациента [Прашко и др., 2015]. Так, например, при классической технике десенсибилизации, пациента могут долго обучать правильному дыханию со счетом про себя, чтобы затем ассоциировать его с фобическим стимулом, однако, затем пациенту постоянно приходилось прибегать к дыханию под счет, что, конечно же, нельзя было отнести к полноценному выздоровлению. Техника экспозиции или прямой встречи с пугающим стимулом позволяла избежать этого недостатка и расформировать фобической рефлекс без применения сторонних средств избегания.

Для нас же остался еще один концептуальный вопрос в теории угасания условного рефлекса, который касается невозможности фобических пациентов избавиться от своей реакции даже при отсутствии реального подкрепления (например, человек может продолжать боятся ездить в лифте, даже несмотря на то, что каждый раз при использовании лифта с ним не происходит ничего страшного). Подобный парадокс позволила объяснить двухфакторная теория О.Х. Морера, который заговорил о том, что в процессе поддержания фобии также задействованы механизмы подкрепления: большинство людей убегают из пугающей ситуации, в результате чего их организм, который до этого испытывал все проявления страха, успокаивается, что воспринимается мозгом как правильное действие, а, следовательно, человек закрепляет как избегающее, так и само фобическое поведение [Mowrer O.H., 1947]. Именно этим и объясняется то, почему фобии у людей не пропадают сами собой, несмотря на отсутствие реального подкрепления, а подобные взгляды и легли в основу разработки техники экспозиционной психотерапии.

 

Практические аспекты применения экспозиционной психотерапии

Экспозиционная психотерапия – это одна из техник поведенческой психотерапии, подразумевающая прямую встречу с фобическим стимулом и основанная на законе угасания условного рефлекса. По истечении определенного времени предъявления стимула (экспозиции), организм человека, в отсутствии реального безусловного подкрепления, расформировывает условно-рефлекторную фобическую связь, в результате чего клиент избавляется от своего расстройства.

Можно выделить три типа исполнения данной техники.

  1. Экспозиция в естественных условиях. Данный тип подразумевает прямую и непосредственную встречу с пугающей ситуацией или стимулом. В этом случае пациент намеренно удерживается в стимульной ситуации до момента угасания условно-рефлекторной реакции. Например, человеку, который боится машин, можно предложить посидеть в машине, а затем прокатиться на ней.
  2. Моделирование проблемной ситуации. В этом случае применяются различные способы моделирования пугающих стимулов. Например, в случае социофобии, это может быть определенным образом выстроенная ролевая игра с терапевтом. Для панических атак используются различные способы моделирования отдельных симптомов (например, вращение на кресле, чтобы закружилась голова). В современных условиях популярным стало использование VR-технологий, которые помогают воссоздать достаточно сложные для моделирования в кабинетных условиях ситуации (такие как полет при страхе полетов).
  3. Экспозиции в воображении. Экспозиция в воображении подразумевает воображаемую встречу с пугающей ситуацией. Именно данный тип экспозиции будет основным для нашей статьи, так как именно он является одной из главных составляющих практически любого направления психотерапии.

При этом экспозиционная терапия применяется к нескольким типам стимульных ситуаций.

  1. Напряжение от внешнего стимула. К данному типу относится большинство страхов и фобий, так как, чаще всего мы можем назвать конкретный стимул, который порождает фобическую реакцию. Например, при социофобии – это другие люди, при зоофобии – это могут быть собаки, а при агорафобии – внешние пространства.
  2. Напряжение от внутренних стимулов. Данный тип ситуаций характерен для различных расстройств, связанных со страхом перед проявлениями своего собственного тела. Сюда, например, относятся такие заболевания как кардиофобия и панические атаки, когда человек неверно интерпретирует телесные проявления и начинает их боятся. Экспозиционная терапия будет направлена на моделирование подобных проявлений.
  3. Напряжение при отказе от симптома. Достаточно много расстройств характеризуются тем, что человек испытывает напряжение не при встрече с проблемным стимулом, а при отказе от него. Сюда, в частности, относятся такие заболевания как ОКР и любые зависимости. Например, при ОКР, человек исполняет определенные ритуалы поведения, чтобы сбросить тревогу. В случае запрета на ритуал, он встречается со своей тревогой и страдает от нее. Тоже самое часто происходит при зависимостях и ожирении. Для многих людей наркотики или пища становятся способом подавить свою внутреннюю тревогу. Экспозиция будет заключаться в отказе от симптома и встрече с внутренним напряжением.

Классический процесс экспозиционной терапии проходит в несколько этапов.

  1. Информирование клиента. На первом этапе клиенту объясняют суть происхождения его симптома и механизм расформирования условного рефлекса. Его мотивируют на то, чтобы он оставался в стимульной ситуации максимально долго до момента пока не произойдет угасание и страх не исчезнет.
  2. Создание иерархии стрессовых событий. Второй этап посвящен формированию иерархии стрессовых для клиента ситуаций. Клиента просят оценить, какие стимулы в рамках его проблемы в принципе могут вызывать напряжение и ранжировать их по степени интенсивности. Это необходимо, чтобы в дальнейшем определить, с какого события стоит начинать экспозицию. Выбранное событие должно быть достаточно интенсивным, чтобы вызывать напряжение, но в то же время не настолько интенсивным, чтобы человек не мог с ним справиться. Обычно клиента просят присвоить всем событиям индекс напряжения, измеряемый в процентах от максимального (например, для социофобии можно составить такую иерархию: поговорить по телефону – 50% напряжение, познакомиться с девушкой на улице – 80% напряжения).
  3. Экспозиция. Последний этап связан непосредственно с экспозицией и оценкой текущего напряжения. Вариант экспозиции выбирается, исходя из возможностей и потребностей клиента. Важным является удерживание клиента в ситуации до момента полного угасания страха, а выход из ситуации должен предоставляться только в самом крайнем случае.

Последний пункт крайне важен и обусловлен двумя принципами угасания условного рефлекса. Во-первых, мы вспоминаем всю ту же двухфакторную теорию Морера, которая предполагает, что выход из ситуации до момента угасания рефлекса приводит лишь к подкреплению данного рефлекса.

Во-вторых, мы должны также ввести понятие кривой угасания. Кривая угасания предполагает, что процесс угасания протекает нелинейно. Вначале происходит некоторое возбуждение, затем напряжение достигает своего пика и в течении какого-то времени находится на плато, и только затем происходит постепенное расслабление и угасание. Причем время плато может варьироваться у разных людей, а, следовательно, задачей терапевта является отслеживание состояния клиента до момента, пока рефлекс не будет расформирован.

В итоге данный вид терапии успел продемонстрировать высокую эффективность, особенно в рамках лечения тревожно-фобических расстройств, и сегодня может считаться одним из наиболее эффективных методов воздействия. Так, имеется подтверждение эффективности лечения с помощью экспозиции (58—83 % излеченных пациентов) [Ballenger et al., 1996]. Клоско показал, что экспозиционная терапия более эффективна чем прогрессивная релаксация в лечении панического расстройства [Klosko J.S., Barlow D.H., Tassinari R. A, 1990]. Экспозиция показала себя наиболее эффективным методом лечения агорафобии [Jansson L., Ost L.G. Behavioral, 1992]. Было также показано, что экспозиция эффективна при социофобии [Fava et al., 1989], но, неясно, как долго сохраняется результат [Heimberg et al., 1995]. Экспозиционная терапия оказалась и наиболее эффективным методом в лечении специфических фобий [Schneier F.R., et al, 1996]. 80—90 % больных избавляются от фобии в течение 5—10 сеансов экспозиционной терапии [Mavissakalian M., Barlow D.H., 1981]. Экспозиция в сочетании с запретом на осуществления ритуальных действий является эффективным методом лечения для обсессивно-компульсивного расстройства [Rachman S.J., Hogson R., 1980]. И это лишь малая часть исследований.

 

Применение экспозиций в глубинной психотерапии с целью актуализации проблемного чувства

В данном разделе статьи мы переходим к первому практическому применению экспозиционных техник в глубинной психотерапии.

Дело в том, что очень часто в работе глубинного терапевта возникает проблема актуализации болезненного чувства клиента. Одно дело, когда на терапию приходит эмоциональный клиент и рассказывает о своем недавнем горе, активно проявляя свои чувства, но, совершенно другое, когда приходит клиент с фобией, который может ничего не испытывать при обсуждении объекта своего страха, а сам страх при этом никак не проявляет себя в процессе контакта с терапевтом (вопреки всем утверждениям глубинных терапевтов). В таких ситуациях терапевт достаточно часто, либо попадает в тупик, либо неправомерно затягивает терапию, ожидая, что в какой-то момент, клиент все-таки затронет свою проблему. Этого обычно не происходит и клиент просто уходит через несколько сеансов, разочаровавшись в психотерапии. И именно для разрешения подобных проблем и возможно использовать техники экспозиции.

В данном случае мы правда не говорим об экспозиционной терапии как таковой, а, скорее, обозначаем экспозицию или предъявление проблемного стимула, как способ актуализации проблемного состоянии, с которым в последующем возможно работать напрямую, не дожидаясь отказа клиента от его психологических защит.

Способы экспозиции проблемной ситуации мы можем разделить также как и способы в классической экспозиционной терапии.

  1. Экспозиция в воображении. Данный тип экспозиции вряд ли станет чем-то новым для практикующего глубинного терапевта, так как, так или иначе в процессе глубинной терапии клиенты рассказывают о том, что их волнует, а, следовательно, воспроизводят в своем сознании проблемные представления. Однако, достаточно часто, такая практика сводится к тому, что, например, гештальт-терапевт или психоаналитик на свой вопрос «Что ты чувствуешь по этому поводу?» получает ответ «Ничего», так как простое «говорение» о проблеме не доносит достаточной эмоциональной стимуляции. Именно тогда терапевт может прибегнуть к экспозиции в воображении, предлагая клиенту представить или вспомнить конкретную волнующую его ситуацию. Хорошо, если при этом будет использовано гипнотическое погружение, так как оно позволяет еще больше сконцентрировать внимание на воображаемом образе. Далее мы приведем примеры использования различных экспозиций из практики регрессивной гипнотерапии (имена клиентов изменены).

Владимир пришел на терапию с запросом «страх собак», однако, при обсуждении данных животных, он не проявлял особой эмоциональной чувствительности или беспокойства. После же гипнотического наведения, ему было предложено представить недавнюю ситуацию встречи с собакой и погрузиться в нее. В результате, клиент рассказал о своем страхе и определил его телесную локализацию.

  1. Экспозиция путем моделирования. Даже при условии хорошего воображения и глубокого погружения далеко не всегда, человек способен действительно погрузиться в то или иное состояние, поэтому вторым вариантом для экспозиции является моделирование ситуации.

Николай обратился с проблемой панических атак, однако, даже после гипнотического наведения не мог погрузиться в проблемное состояние.  В результате ему было предложено выполнить несколько резких движений головой, так, чтобы он испытал головокружение, напоминающее ему о состоянии паники, после чего клиент смог прямо говорить о своем страхе.

Подобные техники моделирования эффективно использовать и при социальной фобии.

Валерия пришла с жалобой на социофобию, в ситуациях отстаивания своего мнения. Так как прямо своих эмоций клиентка не проявляла, ей было предложено смоделировать ситуации недавней ссоры с родителями с помощью терапевта. В процессе такой ролевой игры клиентка испытала напряжение, которое стало стартовой точкой для дальнейшей работы.

  1. Экспозиция в реальных условиях. Если предыдущие варианты актуализации ощущений и не являются столь новыми для глубинных терапевтов, то данный способ практически ими не используется. В случае, когда клиент не реагирует ни на фантазии, ни на моделирование, рекомендуется предложить клиенту реальную встречу с пугающим стимулом. Например, если клиент боится пауков, то можно отвести его в зоопарк, а если у него социофобия, то можно предложить ему попробовать познакомиться с девушкой, причем без отрыва от текущего сеанса, так чтобы можно было воспользоваться актуализированным чувством.

Ольга обратилась со страхом лифтов, но при этом не реагировала эмоционально ни на разговоры о лифте, ни на собственные фантазии о нем. В итоге терапевт предложил ей вместе с ним воспользоваться лифтом, который находился рядом с его кабинетом, в результате чего, получив необходимую эмоциональную реакцию.

Несмотря на то, что подобные экспозиции являются лишь начальным этапом работы, это не делает их менее значимыми. Часто именно невозможность пробудить проблемное чувство сводит на нет весь процесс терапии, либо затягивает его. В то же время именно быстрое пробуждение чувства способно в разы ускорить лечение. Хотя, конечно, надо понимать, что речь здесь идет больше о краткосрочных методах и о методах, сфокусированных на чувствах, в то время как для направлений, связанных с работой с психологическими защитами, он будет менее актуален.

 

Экспозиционная психотерапия как основной метод работы с психической травмой

Глубинная и психодинамическая терапия уже на протяжении ряда веков, начиная с деятельности Франца Антона Месмера (Franz Anton Mesmer), а затем и работ Йозефа Брейера (Josef Breuer) рассматривает травму как результат неотрегированной энергии, которая фиксировалась на определенном событии(ях) в прошлом. Основная же задача терапии сводится к тому, чтобы отыскать данную травму, помочь человеку встретиться со своим аффектом и выразить его, тем самым канализируя его и позволяя ему течь свободно.

Отсюда создаются различные методы катарсиса и выражения, а также способы отреагирования аффекта. Например, для психоанализа основным способом проживания аффекта является речь, для арт-терапии – это может быть рисунок, а для гештальт-терапии – действие. Говоря же о регрессивной гипнотерапии, тут все намного сложнее, и сколько бы не было методов гипнотерапии, столько и мнений по поводу способов отреагирования. Кто-то говорит о «необходимости выразить инстинкт», кто-то о «телесных зажимах», кто-то о «невыраженных эмоциях», а кто-то вообще о перепроживании «травм прошлых жизней».

К сожалению, для всех данных направлений и методов терапии достаточно сложно найти эмпирическое обоснование, не говоря уж о том, что ряд из таких представлений вообще противоречит науке. С другой стороны, мы можем посмотреть на работу с травмой, как на ту же самую экспозиционную терапию, которая имеет под собой четкую эмпирическую базу.

Помимо обычных теоретических объяснений, в соответствии с которыми в результате экспозиционной психотерапии происходит угасание эмоциональной реакции, связанной с представлениями и воспоминаниями о травме, есть и реальные эмпирические данные, говорящие о том, что экспозиционная терапия и ее разновидности являются на сегодня наиболее эффективным методом лечения психических травм. Так, в частности, поведенческие методы и методы десенсибилизации являются рекомендованными ВОЗ при работе с ПТСР [Рекомендации Всемирной организации здравоохранения в отношении ПТСР (ВОЗ), 2013].

Конечно мы не можем полностью приравнивать ПТСР к тем травмам, о которых говорят в глубинной психотерапии, однако, в данной статье мы упустим данный аспект, так как он не является для нас столь важным, поскольку мы говорим прежде всего о работе с эмоционально заряженным представлением, а само понятие глубинной травмы требует дальнейших исследований и доказательств в пользу ее существования, как такового. Наша цель будет состоять лишь в том, чтобы объединить метод катарсиса и метод экспозиции, а также показать, что в основе «глубинной» и «поведенческой» терапий травмы лежат в целом одинаковые принципы.

В частности, при воспроизведении травмы, даже если до этого она была вытеснена, пациент, по сути, встречается лицом к лицу со своим пугающим представлением. Он проживает те же самые эмоции, которые также проходят по кривой угасания. Проще говоря, во время катарсиса, клиент переживает ту же самую экспозицию, постепенно и механически десенсибилизируясь к представлению, которое вызывает в нем напряжение.

Глубинные терапевты часто недооценивают этот механизм, считая, что достаточно «резкого рыдания» со стороны пациента, который неожиданно вспомнил травматическую ситуацию из прошлого. Обычно после такого отреагирования терапевт, считает, что работа на этом закончена, так как клиент «все осознал», а эмоциональный заряд был выражен в полной мере. Однако, это далеко не так, и вполне может быть необходима дополнительная работа с травмой, как это делают, например, при поведенческой терапии ПТСР, когда клиент достаточно долго и многократно прокручивает травматическую ситуацию, постепенно теряя к ней чувствительность.

Тоже самое возможно использовать и в глубинной терапии, предлагая клиенту снова и снова прокручивать ситуацию и заостряя внимание на отдельных ее аспектах: «А что было после этого?», «Вернись в начало ситуации», «Снова прокрути ситуации, что чувствуешь?», «Как там и тогда реагирует твоя мама/твой папа?» и т.д. Таким образом ситуация постепенно должна сложиться словно пазл, а эмоциональная реакция – угаснуть, в виду отсутствия реального подкрепления.

 

 

Заключение

Данная статья была направлена на поиск путей интеграции поведенческих теорий и методов в работу глубинного терапевта, а в частности на обоснование применения экспозиционной терапии в рамках глубинных направлений.

В результате были показаны возможности применения экспозиций для актуализации «проблемного» чувства клиента, которое может служить отправной точкой для психотерапевтической работы, в глубинных методах, нацеленных на работу с эмоциями, таких как регрессивная гипнотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия и др.

Была также исследована дихотомия понятий катарсис и угасание условного рефлекса. Хотя на текущем этапе нельзя полностью приравнять данные понятия, все же стоит говорить о том, что чисто технически любое эмоциональное отреагирование подразумевает под собой и активацию механизмов угасания условного рефлекса, так как клиент испытывает эмоциональную реакцию в отсутствии реального подкрепления.

Эта идея может стать отправной точкой для обогащения техники глубинной терапии травмы, когда мы не просто довольствуемся воспоминанием травмы и эмоциональным отреагированием, а постоянно возвращаемся к травме вплоть до того момента, пока клиент не утратит к ней чувствительность.

 

Литература

Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.

 

Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. и коллектив. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015 — 1072 с.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения в отношении ПТСР (Assessment and Management of Conditions Specifically Related to Stress mhGAP Intervention Guide Module) (2013).

 

Ballenger J.C., Lydiard R.B., Turner S.M. Panic disorder and agoraphobia// Gabbard G.O., Atkinson S.D. (eds.) Synopsis of treatments of psychiatric dis order. Second edition. Washington: American Psychiatric Press, 1996.

 

Fava G. A., Grandi S., Canestrari R. Treatment of social phobia by homework exposure. Psychother. Psychosom., 1989, c. 52.

 

Heimberg R.G., Juster H.R. Cognitive-behavioral treatments: literature review.//Heimberg R.G., Liebowitz M.R., Hope D.A. (eds.) Social Phobia: Diagnosis, Assessment, and Treatment. NY: Guilford Press, 1995.

 

Jansson L., Ost L.G. Behavioral treatments for agoraphobia: an evaluative review. Clin. Psychol. Rev., 1992, c. 2.

 

 

Klosko J.S., Barlow D.H., Tassinari R. A comparison of alprazolam and behavior therapy in treatment of panic disorder. J. Consult. Clin. Psychol., 1990, c. 58.

 

Mavissakalian M., Barlow D.H. Phobia: psychological and pharmacological treatment. NY: Guilford Press, 1981.

 

Mowrer O.H. On the dual nature of learning a reinterpretation of «conditioning» and «problem solving». Harvard Educational Review, 1947, c.

Rachman S.J., Hogson R. Obsessions and compulsions. Englewood: Prentice Hall, 1980.

 

Schneier F.R., Marshall R.D., Street L. et al. Social phobia and specific phobias.// Gabbard G. O., Atkinson S. D. (eds.) Synopsis of Treatments of Psychiatric Disorder, 2nd edition. Washington: American Psychiatric Press, 1996.

Tuncay E. Effective Interventions on Test Anxiety Reduction: A Meta-Analysis. 2003. School Psychology International 24(3): 313-328.

 

Wagner-Moore L.E. Gestalt therapy: past, present, theory, and research. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2004, Vol. 41, No. 2, 180–189.

Watson, J. B. and Rayner, R. Conditioned emotional reactions // Journal of Experimental Psychology/ 1920. 3, 1, pp. 1-14.

 

Wolpe J. Psychotherapy by Reciprocal Inhibition. — California: Stanford University Press, 1958.